ФИШТ.РУ - Туризм в Краснодарском крае и на Кавказе
Новости Фото Маршруты Форум Транспорт Жильё Погода
Карты   |   Описания   |   Дневники

Новое на сайте
панорамы, форум, карты, дневники, погода, фотоальбом.

Магазин ФИШТ.РУ

ст.Убинская - Архипо-Осиповка

Маршрут: ст.Убинская - г.Собер-Баш - т/б Крымская Поляна - г.Большой Афипс - д.р.Вулан - Архипо-Осиповка.

Мы (а нас было 8 чел) выехали 7-го ноября 2002 года в 8.05 на автобусе, который отправляется с Кооперативного рынка города Краснодара. В 10.00 были в начальной точке нашего пешего путешествия - станице Убинской. В 10.15 начали подъем по новой (пока строящейся) бетонной дороге на вершину Собера. Было холодно, около 5 градусов, туман, видимость около 500 метров. С набором высоты видимость еще ухудшилась, и был момент, когда она составляла около 30 метров. Настроение было не самое лучшее, и вдруг, почти возле самого выхода дороги на плоскую вершину, туман рассеялся. Нет, на самом деле туман (или низкие облака) просто остались ниже нас, и мы их видели сверху. Когда мы взошли на самую верхнюю точку Собера (12.00), то наблюдали поразительную картину: повсюду ниже нас простирался океан из белых облаков, причем с волнами, и кое-где торчали острова, такие как Папай, Пшада, Убин-Су и т.д. Удивительная по красоте картина. Kuban-GSM на вершине хоть плохо, но работает. Перекусив, мы начали спуск по дороге, идущей примерно в юго-восточном направлении.

Пройдя родник, обозначенный на карте, начали спуск по отрогу, т.к. дорога закончилась. По этому отрогу шла еле заметная тропа. Потом и топа потерялась, и мы упали в ручей. Далее, двигаясь в том же направлении по ручью, дошли до его резкого поворота на 90 градусов влево, и, дабы не терять времени на поиски троп и дорог, поднялись на отрог Собера, имеющий также юго-восточное направление (это направо от ручья, по которому мы шли).

Пройдя по вершинке хребта по тропе, упали к дороге, которая проходит по ручью Балка «Соленая» (направление с юго-запада на северо-восток). Примерно в этом месте в ручей, но с другой стороны впадает небольшой ручеек, вдоль которого мы и начали карапкаться (15.40) на перемычку между вершинкой 313.7 и отрогом вершинки 377.3. В 16.20 мы уже поняли, что не успеем до темноты перелезть этот хребтик (темно стало в 17.00), и тем более не успеем спуститься на «Крымскую поляну», по этому мы в 16.30 развернулись и спустились к последнему ручью, который проходили около часа назад. Нашли место и заночевали. Точнее, поставили лагерь, развели костер, приготовили ужин, покушали и уже в 21.00 легли спать.

Утром встали рано, дежурные в 6.00 (еще темно), а группа в 6.30 (светало). Завтрак был жидковат, но выбирать не пришлось. Собирались долго, вышли только в 8.15. Опять туман. Буквально за полчаса мы взлетели на перемычку и через час-полтора по ручью (точнее по дороге вдоль ручья) спустились на Крымскую поляну. Туман рассеялся, и мы увидели голубое небо, не покидавшее нас до самой ночи, а точнее следующего утра. От «Крымской поляны» по дороге, не останавливаясь, мы двинулись (точнее понеслись) в южном направлении. Пройдя мимо «Планческих» скал, на которых были какие-то соревнования, мы все дальше и дальше приближались к «Большому Афипсу». Примерно здесь я понял, что сегодня нам не спуститься в долину Вулана, поэтому стал собирать по дороге чистые 1,5 литровые бутылки для воды. Безводная ночевка – это последний шанс пройти то, что запланировали. Далее, прошли мимо какого-то охотничьего хозяйства («поляна Широкая»), на котором нас облаяла, а потом обнюхала здоровенная овчарка. Здесь нас пересчитал бородатый охотник (наверное, чтобы не перестрелять), а потом минут 10 давал разные ЦУ. Как бы то ни было, но мы продолжили путь. Затем дорога повернула на запад, и в 12.30 возле брода мы устроили себе обед. 13.10 снова в путь. Дорога поворачивает опять на юг, и, наконец, на юго-восток. Подходим к началу мощного, довольно пологого, северо-восточного отрога «Большого Афипса». Переходим реку «Афипс», набираем воду в бутылки, и, самое главное, находим старую, но вполне сносную для подъема дорогу, которая идет прямо по этому отрогу и выводит к предвершинному полукилометровому взлету крутизной около 30 градусов. Но этот подъем оказался не столько крутым, сколько скользким. Мы лезли около часа, но все же залезли на вершину «Большой Афипс» (16.30).

Здесь, как ни странно, мы встретили двух ребят из Новороссийска, они шли с «Облего» и собирались спускаться практически также как и мы. Сфотографировавшись, начали движение по хребту на юго-восток, но не успели добежать даже до следующей вершинки (642.2 м) как начало резко темнеть. Найдя удобную для стоянки полянку, мы поставили лагерь, это мы делали уже в темноте (17.10). Потом разделили всю имеющуюся воду, а ее было 8 литров, на 2 части: на ужин и на завтрак. Сварили гречку, вскипятили чай, по 150 грамм на каждого. Да, после ходового дня это очень мало. Лично у меня под вечер потрескались губы. Ночью товарищи из Новоросса, напившись самогонного бренди, стали петь песни, что-то кричать, один у другого просил глоток воды, короче, всячески не давали спать. Но часам к 23.00 угомонились.

05.45 Дежурные на примусе вскипятили последнюю воду. Темно. На небе яркие звезды. В 06.20 небо заволокло тучами, и никак не хотело светать. Поели «б/п» макароны и выпили по 100 грамм чая. И тут пошел дождь, мелкий и противный. Все собрались в один момент. Попрощавшись с Новороссийцами и пожелав им удачи (07.15), мы начали движение по хребту на юго-восток. Пробежали следующий пупырь (642.2 м), потом еще один. На хребте зона альпики, красиво. Начала проглядывать старая заросшая дорога, по ней мы бежали до вершинки с отметкой 475.8 (поляна Круглая). Здесь сделали привал. Отсюда до Архипки около 32 км. Потом спуск по тропе в «Вулан» (около 40 минут). На этом месте главное не уйти вправо в другую долину, нужно идти по тропе, которая сначала идет по верху хребта, а затем уходит резко налево, в «Вулан». Около 9.30 мы спустились к реке, и пили, пили и пили. Дождь продолжал странно накрапывать, то припуская, то вообще прекращаясь. Мы начали движение по дороге, которая идет то прямо по реке, то слева, то справа от нее. Везде непролазная грязь, идти по дороге не возможно, приходилось обходить по лесу, все из-за этих лесопилок. Здесь валят и затем вывозят лес. Сначала все броды преодолевали, прыгая по камешкам, но чем дальше мы продвигались, тем глубже становилась река, и, в конце концов, нам пришлось переходить реку вброд по колено. Нас это не сильно испугало, мы спешили скорее в Архипо-Осиповку, ведь 9-го хотели быть дома. Дорога за 10 км до Архипки стала приемлемой для быстрой ходьбы, и мы мчались еще быстрее. Появился прием сети Kuban-GSM, и все принялись звонить домой. Но первый же звонок принес не очень приятные неожиданности. В Краснодаре в ночь с 8-го на 9-е ноября 2002 года произошло землетрясение силой 4.5 баллов, но жертв и разрушений не было. Мы продолжали путь, дождь шел также непонятно, начали болеть мышцы ног и мозоли. Вдруг нас обогнали жигули, из которых нам махали радостные новороссийцы. Да, тише едешь – дальше будешь... Но, как бы то ни было, в 16.20 мы были на автостанции поселка Архипо-Осиповка. Автобусов до Краснодара естественно уже не было, вечер же. Остались только Туапсинский и Гелнджикский автобусы, и то через 2 часа. При таком раскладе мы попадали домой только поздно ночью. Группе это явно не понравилось. Такси – вот наш транспорт, мы это заслужили, и на четверых это не так уж и дорого. Две машины, и через час и десять минут мы уже в Комсомольском микрорайоне города Краснодара. Неслись со скоростью 100 км в час, да еще по зигзагообразной, мокрой трассе. Вот так. А вы были на «Большом Афипсе»?

Дата: 7-9 ноября 2002 года
Автор: Владимир Стружинский, e-mail, источник

^ в начало ^
Восхождение на Фишт. Эпопея в 4 частях
Медики на Фиште
О том как дурак за граалем ходил, да, видимо, не туда
Фишт (горно-водный поход, "единичка с элементами шестерки")